Научно-технический совет

25.08.2016

Решение Научно-технического совета ФБУ «НТЦ ЯРБ»

Повестка

  1. О результатах выполнения первого этапа научно-исследовательской работы «Научно-методическое сопровождение мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2030 года» по подготовке к выводу и выводу из эксплуатации объектов ядерного наследия и по обращению с особыми радиоактивными отходами» в обеспечение мероприятия «Разработка и практическое использование при выводе из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов новых высокоэффективных технологий».
  2. О результатах выполнения второго этапа научно-исследовательской работы «Анализ национальной нормативной базы и документов МАГАТЭ, разработка предложений по совершенствованию требований нормативных документов, ориентированных на перевод ЯРОО в безопасное состояние с их последующей ликвидацией, создание инфраструктуры по переработке, хранению и захоронению РАО» в обеспечение мероприятия «Создание и развитие технологий переработки и кондиционирования радиоактивных отходов».

По первому вопросу

Заслушав сообщение начальника ОРБ В.В. Бочкарева о работах, выполненных на 1-ом этапе НИР «Научно-методическое сопровождение мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2030 года» по подготовке к выводу и выводу из эксплуатации объектов ядерного наследия и по обращению с особыми радиоактивными отходами» в обеспечение мероприятия «Разработка и практическое использование при выводе из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов новых высокоэффективных технологий», а также выступления в дискуссии,

НТС отмечает

В рамках НИР «Научно-методическое сопровождение мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2030 года» по подготовке к выводу и выводу из эксплуатации объектов ядерного наследия и по обращению с особыми радиоактивными отходами» в обеспечение мероприятия «Разработка и практическое использование при выводе из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов новых высокоэффективных технологий» должна быть выполнена разработка трех руководств по безопасности, содержащих рекомендации:

  • ­по учету изменений условий эксплуатации оборудования, систем и элементов остановленного объекта использования атомной энергии (далее – ОИАЭ) при определении возможности сокращения объема технического обслуживания и внесению соответствующих изменений в эксплуатационную документацию объекта использования атомной энергии (рекомендации по выполнению требований п. 11 НП-091-14, п. 8.4 НП-016-05, п. 5.8 НП-001-15);
  • по оценке достаточности проведенных исследований и полученных исходных данных для обоснования долговременной безопасности ОИАЭ, выводимых из эксплуатации по варианту «захоронение» (рекомендации по выполнению требований п. 34 НП-055-14);
  • по переводу пунктов хранения особых РАО в пункты консервации особых радиоактивных отходов и пункты захоронения РАО (рекомендации по выполнению требований п. 61, 62 НП-058-14).

Целью 1-го этапа НИР являлся анализ положений международных конвенций, соглашений, законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и руководств МАГАТЭ, а также анализ отечественного и зарубежного опыта, для последующей разработки вышеназванных руководств по безопасности.

В ходе работы по первому направлению проанализированы положения вышеуказанных документов, касающиеся поддержания необходимого уровня технического состояния оборудования, прогноза состояния систем (элементов), конструкций и сооружений ОИАЭ на момент его останова для вывода из эксплуатации, предпосылок для возможности снижения объема технического обслуживания, а также отечественный и зарубежный опыт в отношении указанных вопросов. Рассмотрены вопросы разделения систем (элементов), конструкций и сооружений ОИАЭ на группы в зависимости от их использования на различных этапах подготовки к выводу и вывода из эксплуатации, определения необходимого объема технического обслуживания для каждой из групп. Также разработаны предложения по основным положениям, которые необходимо отразить в руководстве по безопасности, содержащем рекомендации по учету изменений условий эксплуатации оборудования, систем и элементов остановленного ОИАЭ при определении возможности сокращения объема технического обслуживания и внесению соответствующих изменений в эксплуатационную документацию ОИАЭ, в том числе, в отношении:

  • проведения радиационного и инженерного обследования систем (элементов), снижение объема технического обслуживания которых планируется;
  • группирования указанных систем (элементов) по характеру их использования при подготовке к выводу и выводу из эксплуатации ОИАЭ;
  • изменения пределов и условий безопасной эксплуатации;
  • изменения режима доступа в здания и помещения, где расположены указанные системы (элементы) (при необходимости);
  • изменения перечней исходных событий аварий (анализ безопасности).

По второму направлению проанализированы положения международных конвенций, соглашений, законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и руководств МАГАТЭ, касающиеся выбора вариантов вывода из эксплуатации ОИАЭ, обоснования выбранного варианта вывода из эксплуатации, особенностей обоснования вывода из эксплуатации по варианту «захоронение». Также проанализирован отечественный и зарубежный опыт по принятию решений в условиях неопределенности, оптимального решения многокритериальных задач по выбору одной из ряда альтернатив в отношении вариантов вывода из эксплуатации ОИАЭ, влиянию неопределенностей на обоснование безопасности вывода из эксплуатации ОИАЭ по варианту «захоронение». Рассмотрены неопределенности различных типов, в том числе, неопределенности исходных данных для обоснования долговременной безопасности ОИАЭ, выводимых из эксплуатации по варианту «захоронение».

Изучен опыт проведения исследований в отношении отечественных ОИАЭ, подлежащих, в соответствии с принятыми концепциями, выводу из эксплуатации по варианту «захоронение» (промышленных уран-графитовых реакторов), определены основные направления исследований.

Также разработаны предложения по основным положениям, которые необходимо отразить в руководстве по безопасности, содержащем рекомендации по оценке достаточности проведенных исследований и полученных исходных данных для обоснования долговременной безопасности ОИАЭ, выводимых из эксплуатации по варианту «захоронение», в том числе, в отношении: ­

  • обоснования набора факторов, существенных с точки зрения обеспечения долговременной безопасности ОИАЭ, выводимого по варианту «захоронение»;
  • учета принятого набора факторов в проводимых исследованиях; учета неопределенностей исходных данных, их влияния на качество количественных оценок долговременной безопасности ОИАЭ, выводимых из эксплуатации по варианту «захоронение»;
  • алгоритмов оценки достаточности проведенных исследований для адекватного выявления и учета наиболее значимых параметров, влияющих на обоснование долговременной безопасности ОИАЭ, выводимых из эксплуатации по варианту «захоронение».

По третьему направлению проанализированы положения международных конвенций, соглашений, законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов и руководств МАГАТЭ, касающиеся критериев, принципов и требований безопасности для пунктов хранения накопленных РАО, учета особенностей обеспечения и обоснования безопасности пунктов хранения накопленных РАО при их эксплуатации и реконструкции в целях перевода в другой статус. Исследован зарубежный и отечественный опыт проведения исследований и выполненных или планируемых работ по приведению пунктов хранения накопленных РАО в безопасное состояние.

Проанализированы положения указанных документов и соответствующий опыт проведения работ в отношении порядка планирования, организации и особенностей обеспечения и обоснования безопасности при выполнении работ по реконструкции пунктов хранения накопленных РАО различных типов/категорий (поверхностные промышленные водоемы-хранилища жидких РАО и хвостохранилища, емкости-резервуары для хранения жидких РАО, пункты размещения твердых РАО, включая выводимые из эксплуатации промышленные уран-графитовые реакторы, объекты мирных ядерных взрывов) в целях их перевода в пункты консервации особых РАО или пункты захоронения РАО.

Также разработаны предложения по структуре и основным положениям, которые необходимо отразить в руководстве по безопасности, содержащем рекомендации по переводу пунктов хранения особых РАО в пункты консервации особых РАО и пункты захоронения РАО, в том числе в отношении: ­

  • планирования перевода пунктов хранения особых РАО различных типов в пункты консервации особых РАО/пункты захоронения РАО;
  • подготовительных мероприятий организационного и технического характера, выполняемых в целях перевода пунктов хранения особых РАО различных типов в пункты консервации особых РАО/пункты захоронения РАО; ­
  • проведения комплексного инженерного и радиационного обследования пунктов хранения особых РАО различных типов в целях разработки мероприятий по переводу в пункты консервации особых РАО/пункты захоронения РАО;
  • разработки программы и проекта реконструкции пунктов хранения особых РАО различных типов в целях перевода в пункты консервации особых РАО/пункты захоронения РАО, а также рекомендации по подготовке отчета по обоснованию безопасности при переводе в пункты консервации особых РАО/пункты захоронения РАО;
  • безопасного выполнения работ по переводу пунктов хранения особых РАО различных типов в пункты консервации особых РАО/пункты захоронения РАО;
  • проведения радиационного контроля и мониторинга системы размещения/захоронения РАО пунктов хранения особых РАО различных типов при их переводе и после перевода в пункты консервации особых РАО/пункты захоронения РАО.

НТС по первому вопросу решает

  1. Принять к сведению информацию, представленную в сообщении.
  2. Одобрить работы, выполненные на 1-ом этапе НИР «Научно-методическое сопровождение мероприятий федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016 – 2020 годы и на период до 2030 года» по подготовке к выводу и выводу из эксплуатации объектов ядерного наследия и по обращению с особыми радиоактивными отходами» в обеспечение мероприятия «Разработка и практическое использование при выводе из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов новых высокоэффективных технологий».
  3. Признать, что результаты выполненных исследований, представленные в отчете на выполнение НИР, соответствуют требованиям технического задания на выполнение НИР.

По второму вопросу

Заслушав сообщение заместителя начальника ОБПТЦ М.А. Непейпиво о работах, выполненных на 2-ом этапе НИР «Анализ национальной нормативной базы и документов МАГАТЭ, разработка предложений по совершенствованию требований нормативных документов ориентированных на перевод ЯРОО в безопасное состояние с их последующей ликвидацией, создание инфраструктуры по переработке, хранению и захоронению РАО» в обеспечение мероприятия «Создание и развитие технологий переработки и кондиционирования радиоактивных отходов», а также выступления в дискуссии,

НТС отмечает

В рамках 1-го этапа НИР была проведена оценка предельно допустимого количества (объема), радионуклидного состава, удельной и общей активности РАО в хранилище комплекса цементирования РАО ФГУП «ПО «Маяк», в ходе которой были проведены сбор и анализ исходных данных для проведения прогнозного расчета долговременной безопасности хранилища РАО комплекса цементирования РАО ФГУП «ПО «Маяк», оценка долговременной безопасности хранилища РАО, включающая разработку и обоснование сценариев, концептуальных и математических моделей, проведение расчетов на основе разработанных моделей, оценка предельно допустимого количества (объема), радионуклидного состава, удельной и общей активности РАО в хранилище комплекса цементирования РАО ФГУП «ПО «Маяк» для безопасного размещения РАО на долговременное хранение или захоронение в соответствии с системой инженерных и природных барьеров безопасности, предусмотренных проектом.

Анализ результатов, полученных на первом этапе НИР, показал необходимость их уточнения с учетом более детальных характеристик площадки размещения хранилища комплекса цементирования РАО ФГУП «ПО «Маяк». Данные расчеты были выполнены в рамках 2-го этапа НИР и использованы при проведении анализа с целью выявлении и систематизации недостатков нормативной правовой базы в области классификации РАО по способу захоронения.

Целью 2-го этапа НИР являлся анализ международных, национальных и отечественных подходов к нормативно-правовому обеспечению безопасности объектов ядерного наследия и обеспечению и обоснованию безопасности при реализации мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» (далее – Программа), в том числе в части классификации РАО по способу захоронения, с целью выявлении и систематизации недостатков нормативной правовой основы обеспечения безопасности при реализации мероприятий Программы, выполненный с учетом результатов проведенных экспертиз и оценок безопасности пунктов хранения и захоронения РАО и деятельности по захоронению РАО, включая уточненные результаты исследований, проведенных на первом этапе НИР в отношении комплекса цементирования РАО ФГУП «ПО «Маяк», и особенностей работ по ликвидации объектов ядерного наследия в целях разработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в области использования атомной энергии, включая внесение изменений в классификацию РАО по способу захоронения.

Анализ нормативной базы проводился по критериям достаточности, полноты, конкретности, системности, определенности, последовательности, непротиворечивости нормативных требований для обеспечения и оценки безопасности объектов ядерного наследия и (или) видов деятельности с учетом современного уровня развития науки, техники и производства.

В ходе настоящего этапа НИР был проведен анализ требований законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации в области использования атомной энергии и охраны окружающей среды, включая федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии, положений международных конвенций, соглашений и рекомендаций международных организаций, национальных законодательств и нормативных документов зарубежных стран в области классификации удаляемых РАО по способу захоронения, в целях выявления и систематизации недостатков нормативной правовой базы в области классификации РАО по способу захоронения, выполненный с учетом результатов проведенных экспертиз и оценок безопасности пунктов хранения и захоронения РАО и деятельности по захоронению РАО в целях разработки предложений по уточнению классификации удаляемых РАО.

В рамках настоящей НИР был также проведен анализ перечня мероприятий, предусмотренных Программой, в части обеспечения и обоснования безопасности объектов ядерного наследия и (или) видов деятельности, выявлены основные мероприятия, в том числе по захоронению РАО, в отношении которых существуют риски, связанные с необходимостью одновременного решения технических вопросов и вопросов нормативно-правового регулирования, по которым отсутствует опыт их проведения в связи с уникальностью объектов ядерного наследия, в связи с чем существуют связанные с этим риски задержки реализации мероприятий. В отношении выявленных мероприятий и видов деятельности проведен предварительный анализ достаточности и полноты нормативных требований в области использования атомной энергии для целей регулирования ядерной и радиационной безопасности при их реализации, в ходе которого были выявлены области нормативного регулирования, которые подлежат развитию и совершенствованию в целях эффективной и своевременной реализации мероприятий Программы.

Исследования проводились по следующим направлениям: ­

  • анализ перечня мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года», и определение направлений исследования достаточности и полноты нормативных требований в области использования атомной энергии для целей регулирования ядерной и радиационной безопасности при их реализации;
  • анализ достаточности, непротиворечивости и обоснованности системы классификации удаляемых РАО по способу захоронения для целей обеспечения безопасности при их захоронении;
  • анализ достаточности и полноты нормативных требований в области использования атомной энергии для целей регулирования ядерной и радиационной безопасности при реализации мероприятий, предусмотренных Программой.

В результате проведенных исследований получен набор исходных данных для формирования плана мероприятий по совершенствованию требований к обеспечению ядерной и радиационной безопасности в отношении объектов ядерного наследия, включая предложения по уточнению классификации удаляемых РАО по способу захоронения.

НТС по второму вопросу решает

  1. Принять к сведению информацию, представленную в сообщении.
  2. Одобрить работы, выполненные на 2-ом этапе НИР «Анализ национальной нормативной базы и документов МАГАТЭ, разработка предложений по совершенствованию требований нормативных документов, ориентированных на перевод ЯРОО в безопасное состояние с их последующей ликвидацией, создание инфраструктуры по переработке, хранению и захоронению РАО» в обеспечение мероприятия «Создание и развитие технологий переработки и кондиционирования радиоактивных отходов»,
  3. Признать, что результаты выполненных исследований, представленные в отчете на выполнение НИР, соответствуют требованиям технического задания на выполнение НИР.

Заместитель председателя НТС: С.Н. Богдан;
Ученый секретарь: В.Ш. Плеханов.


Возврат к списку

Научно-технический совет

Научно-технический совет (НТС) ФБУ «НТЦ ЯРБ» — постоянно действующий совещательный орган. НТС состоит из председателя (директор), заместителей председателя (заместители директора), ученого секретаря, членов НТС (регламентный состав) и Совета старейшин — почетных участников НТС из числа научных работников, внесших весомый вклад в развитие основных направлений деятельности ФБУ «НТЦ ЯРБ».

Основные задачи НТС:

  • формирование научно-технической политики ФБУ «НТЦ ЯРБ»;
  • повышение эффективности и научного уровня выполняемых ФБУ «НТЦ ЯРБ» работ;
  • определение направлений научно-исследовательских работ, подготовка предложений по их реализации;
  • координация работ между подразделениями ФБУ «НТЦ ЯРБ»;
  • рассмотрение результатов выполнения научно-исследовательских работ.

В соответствии с основными задачами НТС обобщает и анализирует отечественный и международный опыт регулирования ядерной и радиационной безопасности, вырабатывает рекомендации по его совершенствованию и развитию;  рассматривает вопросы и формирует предложения по направлениям деятельности ФБУ «НТЦ ЯРБ», в том числе по обобщению, анализу и распространению научного опыта и знаний в области регулирования ядерной и радиационной безопасности.

Таким образом, НТС является наиболее крупной внутренней площадкой для научных дискуссий по плановым вопросам.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ КНИГИ

Для специалистов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предусмотрен особый порядок получения информационных ресурсов, выпускаемых ФБУ "НТЦ ЯРБ".

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КАБИНЕТ



ядерная и радиационная безопасность

Ежеквартальный научно-практический журнал
«Ядерная и радиационная безопасность»