Цели, предмет и виды деятельности Учреждения
Основные цели деятельности
- Проведение исследований, испытаний, экспертизы и (или) иных видов оценок безопасности объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.
- Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в области использования атомной энергии, осуществление иной деятельности, направленной на совершенствование государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
- Научно-техническое обеспечение государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, в том числе выполнение и координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведение экспертиз, включая экспертизу безопасности.
Предмет деятельности
Предметом деятельности Учреждения является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации функций уполномоченного органа государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
Основные виды деятельности
1. Обеспечение государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, а именно проведение исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок безопасности объектов и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии в части:
1.1. обеспечения мероприятий по оценке безопасности объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, включая:
- экспертизу безопасности (экспертизу обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии;
- экспертизу законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе правовую экспертизу, документов по стандартизации в области использования атомной энергии;
- экспертизу программ для электронных вычислительных машин, используемых в целях построения расчетных моделей процессов, влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии;
- обследования, исследования, испытания, экспертизы, анализ и иные виды оценок безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования, производств, зданий и сооружений, проектной и технической документации и иных объектов;
- экспертизу проекта нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, проекта нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты;
1.2. подготовки предложений и замечаний на проекты законодательных и нормативных правовых актов, федеральных норм и правил, нормативных документов, документов по стандартизации, иных документов, направленных на обеспечение и регулирование ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии;
1.3. участия в разработке предложений по формированию государственных программ Российской Федерации, включая федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы по вопросам ядерной и радиационной безопасности;
1.4. проведения мониторинга, экспертиз, анализа, сбора и обработки статистической информации, информационно-аналитического обеспечения, научно-технического обеспечения функционирования автоматизированных систем контроля, связанных с осуществлением Ростехнадзором полномочий федерального органа исполнительной власти, в части обеспечения:
- прозрачности и открытости по вопросам регулирования безопасности при использовании атомной энергии, включая открытость информации о состоянии безопасности объектов использования атомной энергии и осуществляемых на них видах деятельности;
- работников Ростехнадзора и специалистов, работающих в области использования атомной энергии, нормативными документами и информационными материалами;
- сбора, хранения и распространения научно-технических материалов в целях сохранения знаний в области регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
- развития и поддержания российского сегмента органа регулирования безопасности при использовании атомной энергии на сайтах международных организаций;
1.5. информационно-аналитической поддержки центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора в их надзорной и регулирующей деятельности в области ядерной и радиационной безопасности, включая разработку, создание, формирование и ведение баз данных, необходимых для регулирования безопасности в области использования атомной энергии.
2. Обеспечение мероприятий по расследованию причин аварий, нарушений, инцидентов и чрезвычайных ситуаций техногенного характера и ликвидации их последствий:
2.1. сбор и анализ информации о нарушениях в работе радиационных источников, атомных станций, исследовательских ядерных установок, объектов ядерного топливного цикла, ядерных установок судов и иных плавсредств, в системах учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ, и радиоактивных отходов на объектах использования атомной энергии, а также физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
2.2. выявление и анализ коренных и непосредственных причин нарушений в работе радиационных источников, атомных станций, исследовательских ядерных установок, объектов ядерного топливного цикла, ядерных установок судов и иных плавсредств, в системах учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ на объектах использования атомной энергии.
3. Научно-техническое сопровождение деятельности Информационно-аналитического центра Ростехнадзора
Сбор, анализ, обработка, в том числе систематизация, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение информации, связанной с безопасностью объекта использования атомной энергии (ОИАЭ), используемой в базах данных Информационно-аналитического центра Ростехнадзора.
4. Работы по осуществлению технических, лабораторных и иных измерений в части обеспечения контрольно-надзорных мероприятий в установленной сфере деятельности.
5. Работы по оказанию содействия в создании инфраструктуры регулирования безопасности в странах, развивающих атомную энергетику с участием Российской Федерации
5.1. развитие национальных систем стран, являющихся заказчиками сооружений по российским проектам объектов использования атомной энергии, регулирования ядерной и радиационной безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях, в том числе:
- развитие нормативной правовой базы;
- организация систем лицензирования и надзора в ОИАЭ;
- экспертиза безопасности в рамках процедуры лицензирования;
- организация и проведение подготовки персонала органов регулирования ядерной и радиационной безопасности этих государств;
5.2. обмен информацией и опытом с международными организациями и зарубежными органами регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
6. Проведение прикладных научных исследований
6.1. исследование вопросов эффективности нормативного правового регулирования ядерной и радиационной безопасности, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, в том числе с учетом международно признанных подходов и обязательств Российской Федерации, включая подготовку проектов национальных докладов Российской Федерации;
6.2. выполнение прикладных научно-исследовательских работ в части разработки:
- законодательных и иных нормативных правовых актов, а также документов по стандартизации в области использования атомной энергии и иных документов, необходимых для обеспечения и регулирования ядерной и радиационной безопасности;
- федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;
- руководств по безопасности при использовании атомной энергии;
- программ для электронных вычислительных машин.
Оказание услуг (выполнение работ) за плату
Учреждение вправе сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания оказывать услуги (выполнять работы), относящиеся к его основным видам деятельности, физическим и юридическим лицам за плату и на одинаковых при выполнении (оказании) одних и тех же работ (услуг) условиях, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Размер оплаты за оказываемые Учреждением услуги определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные виды деятельности
Учреждение вправе осуществлять следующие иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых создано Учреждение, и соответствующие указанным целям:
-
участие в международном научно-техническом сотрудничестве и осуществление внешнеэкономической деятельности, включая:
а) сотрудничество с международными организациями, зарубежными органами регулирования безопасности при использовании атомной энергии, организациями научно-технической поддержки и иными организациями в области использования атомной энергии в мирных целях;
б) участие в инспектировании зарубежных объектов использования атомной энергии в соответствии с заданиями Ростехнадзора;
- повышение профессиональных знаний специалистов, осуществляющих деятельность в области безопасности объектов атомной энергии;
- организация, проведение и участие в конференциях, совещаниях, симпозиумах, выставках, научно-технических и методических семинарах по вопросам безопасности в области использования атомной энергии;
- публикация правовых и нормативных правовых актов, методических, учебных и иных документов, а также издание и реализация, в том числе на электронных носителях и по каналам связи, печатной продукции и услуг, производимых Учреждением, научно-технических и информационных печатных изданий, и других материалов, содержащих результаты научной деятельности Учреждения;
- реализация в установленном порядке принадлежащего Учреждению оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря, материалов;
- использование принадлежащих Учреждению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и распоряжение ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право Учреждения осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение (лицензия), возникает у Учреждения с момента получения лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.