Scientific and Technical Council

27.08.2015

Решение Научно-технического совета ФБУ «НТЦ ЯРБ» от 27.08.2015 г.

Повестка

  • О результатах работ по экспертно-аналитической поддержке проведения первичной регистрации радиоактивных отходов и инвентаризации ядерно- и радиационно- опасных объектов.

По первому вопросу

Заслушав доклад начальника ОРБ Бочкарева В.В., мнение рецензента к.ф.-м.н. Дорогова В.И., заведующего отделом ИБРАЭ РАН, а также выступления в дискуссии,

НТС отмечает

В рамках реализации статьи 23 Федерального закона от 11.07.2011 №190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами…», на основании Постановления Правительства Российской Федерации №1069 от 19.10.2012 «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам…» в целях создания единой государственной системы обращения с РАО и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2012 №767 «О проведении первичной регистрации радиоактивных отходов» в 2013 – 2014 гг. был организован процесс первичной регистрации РАО (порядок проведения первичной регистрации РАО утвержден Приказом ГК «Росатом» от 24.01.2013 №1/41-П).

Целью первичной регистрации РАО, в соответствии с п. 1 статьи 23 Федерального закона от 11.07.2011 №190-ФЗ, является выявление наличия и объёма РАО, установление условий их размещения.

Отнесение РАО к особым или удаляемым и установление категории пункта хранения являются определяющими при планировании мероприятий по дальнейшему обращению с РАО.

Отнесение РАО к особым позволит обеспечить возможность реализации не менее безопасного, но существенно менее затратного способа окончательной изоляции ранее накопленных РАО – консервации пункта хранения РАО, а затем и обоснованного с позиций долгосрочной безопасности перевода в пункт захоронения РАО. В сравнении с вариантом удаления РАО перспективы реализации работ по консервации и, в конечном итоге, захоронению на месте накопленных РАО представляются более краткосрочными, что позволяет существенно сократить риски потенциального облучения. Указанные обстоятельства определяют актуальность отнесения РАО к особым как способа существенного сокращения расходов на содержание накопленных РАО и снижения рисков при поддержании достаточного уровня безопасности.

Основные трудности при проведении первичной регистрации, выявленные в ходе работ по экспертно-аналитической поддержке, были связаны с отнесением РАО к особым и удаляемым и, соответственно, классификацией пунктов хранения (пункт временного хранения / пункт долговременного хранения / пункт размещения особых РАО / пункт консервации особых РАО).

Сложности при отнесении РАО к особым или удаляемым были вызваны следующими причинами:

  • ехватка или отсутствие на момент проведения первичной регистрации информации об объеме и характеристиках РАО и детальной информации об условиях их размещения;
  • отсутствие необходимых методических документов, требуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, для расчётов доз, рисков и затрат, связанных с захоронением РАО на месте или удалением их.

Очевидно, что первая проблема наиболее актуальна для бесхозяйных объектов, в то время как для большинства остальных объектов, в отношении которых уже осуществляется государственный учёт и контроль РВ и РАО, необходимые данные о физических характеристиках РАО в той или иной степени доступны.

Решение второй проблемы вытекает из общепринятого принципа о том, что всю полноту ответственности за безопасность объекта, на котором размещены РАО (а также за отнесение этих объектов к той или иной категории и определение их состава и границ), должна нести эксплуатирующая организация. Таким образом, эксплуатирующая организация была обязана внести на рассмотрение комиссии, осуществляющей обследование места размещения РАО, предложения по отнесению РАО к особым или удаляемым.

В случае, если по формальным признакам РАО не могли быть отнесены к особым, эксплуатирующей организации следовало указать данный факт в пояснительной записке, предоставляемой комиссии при проведении первичной регистрации. В противном случае эксплуатирующей организации необходимо обосновать отнесение РАО к особым или удаляемым. С этим была также связана проблема отсутствия необходимых методических документов, применяемых для расчётов доз, рисков и затрат.

Разработке такого методического документа, ориентированного именно на решение вопросов, связанных с определением параметров РАО и сравнением их с критериями, установленными Правительством РФ были посвящены основные работы в 2013 году. Результатом стал выпуск «Научно-технического пособия по подготовке обосновывающих материалов для принятия решения об отнесении РАО к особым РАО». В ходе анализа практического применения данного пособия на пилотных объектах, примененные в нем подходы совершенствовались и, в конечном итоге, были закреплены в «Научно-техническом пособии по подготовке обосновывающих материалов для принятия решения об отнесении РАО к особым РАО. Версия 2.0», которое было одобрено решением секции №1 НТС №10 ГК «Росатом» от 11.04.2014, разослано проектным офисом по обращению с РАО в организации отрасли для практического руководства, и в дальнейшем было использовано для подготовки обоснований отнесения РАО к особым РАО.

В данной работе принимали участие специалисты ИБРАЭ РАН, ГК «Росатом», Минприроды России, ФБУ «НТЦ ЯРБ», ФГБУ «НПО «Тайфун», ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, ФБУН научно-исследовательского института радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева, ФГУП «ПО «Маяк» и др.

В дальнейшем работы по экспертно-аналитической поддержке проведения первичной регистрации РАО были сосредоточены на рассмотрении обоснований отнесения РАО к особым РАО, выявлении ошибок, выдаче рекомендаций, помощи при проведении самих обоснований. Кроме того, были разработаны рекомендации по проведению первичной регистрации РАО на бесхозяйных объектах, которые были реализованы в отношении объектов использования ядерных зарядов в мирных целях.

Также были разработаны предложения по расширению состава информации, вносимой в автоматизированную информационную систему по регулированию безопасности в области использования атомной энергии Ростехнадзора с учетом рассмотренных обоснований отнесения РАО к особым РАО и в объеме, необходимом для выполнения Ростехнадзором, возложенных на него государственных функций.

На основе данных, полученных в ходе первичной регистрации РАО, была актуализирована информация, содержащаяся в базе данных «Объекты хранения/захоронения РАО» (БД ПХ РАО), разработанной и эксплуатируемой в ФБУ «НТЦ ЯРБ».

Результатом первичной регистрации является создание проектов реестра РАО и кадастра пунктов хранения РАО.

В настоящее время в перечень пунктов размещения особых РАО вошли 66 объектов и 1 признан пунктом консервации особых РАО (без учета объектов использования ядерных зарядов в мирных целях).

Организация Количество ПХРО Объем РАО, млн м3
ОДЦ УГР 14 0,031
ГХК 21+1 (консервации) 0,253
НЗХК 1 0,956
ЧМЗ 2 4,180
СХК 11 4,256
ППГХО 2 53,160
МАЯК 13 406,334
Итого: 67 469,170

Зарегистрированные РАО распределились следующим образом:

Накоплено * всего, млн. куб. м. Особые, % Решение отложено (РАО размещены в ПДХ), % Удаляемые, % Подлежит извлечению и захоронению, тыс. куб. м.
ТРО 72 82,73% 16,53% 0,73% 533
ЖРО** 410 99,93% 0,03% 0,03% 171

* Без учета РАО, размещенных в объектах, образовавшихся в результате использования ядерных зарядов в мирных целях;
**Без учета закачанных ЖРО (ГХК, СХК, НИИАР): 60,2 млн. куб. м.

Кроме того, была проведена первичная регистрация РАО на 81 объекте применения ядерных зарядов в мирных целях.

Разработанный проект кадастра пунктов хранения РАО согласован Ростехнадзором и в настоящий момент находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

Параллельно с описанными выше работами ФБУ «НТЦ ЯРБ» с 2014 года осуществляет экспертно-аналитическую поддержку процесса инвентаризации ЯРОО, участвует в работах по его оптимизации и совершенствованию методологии и нормативной базы в части инвентаризации и ранжирования ЯРОО, проводимых в рамках реализации «Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Целью инвентаризации ЯРОО является создание объективной основы для планирования работ по ВЭ ЯРОО или повышения их безопасности.

Основные задачи, которые решались в ходе инвентаризации ЯРОО:

  • сформировать сводный перечень ЯРОО;
  • разработать методику ранжирования (категорирования) ЯРОО по потенциальной опасности;
  • создать информационную систему для поддержки работ, включающую базу данных и инструментальные средства обработки.

В рамках указанной работы:

  • были проанализированы существующие различные подходы к ранжи-рованию ЯРОО по степени их опасности;
  • разработаны подходы к расчету комплексного показателя потенциальной опасности ЯРОО для населения и окружающей среды (КП) в заданный момент времени на основе количественных и качественных характеристик объекта, который может быть использован для решения следующих задач:
    • категорирования ЯРОО по степени опасности при проведении инвентаризации ЯРОО,
    • решения задач планирования мероприятий по обеспечению безопасности путем определения приоритетных объектов для своевременной реализации мероприятий по их выводу из эксплуатации или иным относящимся к завершающим стадиям жизненного цикла объекта корректирующим мерам по повышению безопасности,
    • количественной оценки итогов работ по повышению уровня ядерной и радиационной безопасности объектов в ходе реализации мероприятий Федеральной целевой программы Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года (ФЦП ЯРБ 2008-2015),
    • мониторинга изменения состояния объекта с учетом всего комплекса проводимых работ по объекту (КИРО, разработка документации, подготовительные работы, удаление ОЯТ и РАО и др. реабилитация, демонтажные работы, реконструкция барьеров безопасности и т. д.) на основе численных оценок безопасности для представления результатов заинтересованным ведомствам и организациям;
  • проведен дополнительный анализ структуры БД ПХ РАО на предмет возможности ее применения для проведения ранжирования пунктов хранения РАО с учетом разработанных подходов к расчету комплексного показателя опасности ЯРОО;
  • разработан функциональный модуль в составе БД ПХ РАО для расчетов комплексного показателя опасности с учетом того, что рассматриваемый ЯРОО может быть составным;
  • для 269 пунктов хранения РАО ФГУП «РосРАО» (включая ДВЦ «ДальРАО» и СВЦ «СевРАО») проведен расчет комплексного показателя опасности и ранжирование их в соответствии с полученными значениями КП.

Выработанный перечень характерных для рассмотренных объектов свойств лег в основу разработки системы категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО, предназначенной для дифференциации нормативных требований по обеспечению их безопасности, работа над которой выполняется в настоящее время в рамках государственного контракта «Разработка методологии категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО и предложений по нормативно-правовому регулированию безопасности пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО различных категорий» в обеспечение мероприятия «Создание новых технологий переработки радиоактивных отходов».

В настоящее время в целях методического обеспечения категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО разрабатываются подходы к оценке текущего уровня их безопасности в виде относительного численного выражения с помощью расчета комплексного показателя потенциальной опасности. При этом был проведен расчет комплексного показателя опасности и ранжирование в соответствии с полученными значениями КП всех пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО, включенных в проект соответствующего кадастра. Полученные результаты были положены в основу методологии категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО, разработанной в соответствии с техническим заданием в рамках 1-го этапа работ по государственному контракту.

В перспективе по данному направлению планируется участие ФБУ «НТЦ ЯРБ» в следующих работах:

  • актуализация информационных ресурсов, созданных и модернизированных в ходе реализации мероприятий ФЦП ЯРБ 2008-2015;
  • разработка методик оценки потенциальной опасности, позволяющих проводить мониторинг изменения уровня опасности как для отдельного объекта, так и для их совокупности, с учетом радиационных и экологических аспектов;
  • проведение оценок состояния потенциальной опасности объектов, включенных в мероприятия Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ 2016-2020) на 2016 год и перспективных оценок изменения этого состояния в ходе реализации мероприятий данной ФЦП до 2020 года с выработкой предложений по плановым значениям КП;
  • анализ текущего состояния и опыта проведения работ по повышению безопасности для группы объектов и подготовка рекомендаций по повышению эффективности решений, направленных на повышение безопасности;
  • разработка предложений по изменению статуса пунктов хранения РАО (пункты размещения особых РАО и пункты долговременного хранения) с учетом влияния запланированных практических работ на комплексный показатель опасности.

НТС решает

  1. Принять к сведению информацию по докладу.
  2. Одобрить работы по аналитической поддержке проведения первичной регистрации радиоактивных отходов и инвентаризации ядерно- и радиационно- опасных объектов и разработке методологии категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО и предложений по нормативно-правовому регулированию безопасности пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО различных категорий.
  3. Считать перспективным продолжение работ по развитию и совершенствованию методологии оценки состояния потенциальной опасности, позволяющей проводить мониторинг изменения уровня опасности как для отдельного объекта, так и для их совокупности с учетом радиационных и экологических аспектов в рамках реализации мероприятий ФЦП ЯРБ 2016-2020.
  4. Рекомендовать ОРБ совместно с ОБПТЦ организовать поддержку в актуальном состоянии БД ПХ РАО с учетом накопленного опыта работ по инвентаризации ядерно- и радиационно- опасных объектов.

Заместитель председателя: Р.Б. Шарафутдинов;
Ученый секретарь: А.А. Афанасьев.


Back to the list

Scientific and Technical Council of SEC NRS is considered to be the permanent advisory body, which includes its Chairman (SEC NRS Director), Deputy Chairmen (Deputy Directors), Scientific Secretary, members of STC (regular members) and Council of Elders – the honorable members of STC from among scientific workers who have made significant contribution to the development of the main directions of SEC NRS activity.

Basic tasks of Scientific and Technical Council:

  • shaping of scientific and engineering policy of SEC NRS;
  • improvement of effectiveness and scientific level of works under implementation by SEC NRS;
  • R&D activities directions-finding, formulation of proposals for their fulfillment;
  • coordination of activities between SEC NRS subdivisions ;
  • assessment of achievements within R&D finalized.

In accordance with basic tasks of STC, it summarizes and analyses domestic and international experience in nuclear and radiation safety regulation, makes recommendations for its enhancement and advance; addresses issues and makes proposals in respect to the directions of SEC NRS activities including compilation, analysis and dissimilation of scientific experience and knowledge in the field of nuclear and radiation safety regulation.

Consequently, Scientific and Technical Council is considered to be as the biggest internal platform for scientific discussions regarding agenda issues.

STATE ASSIGNMENT         REGULATORY DOCUMENTS        INFORMATION PRODUCTS         BOOKS

Rostechnadzor experts obtain the data released by SEC NRS through a special procedure .

PERSONAL CABINET


Quarterly scientific and practical magazine
«Nuclear and Radiation Safety»