Scheduled meeting of Scientific and Technical Council of SEC NRS
23.05.2013
Состоялось рассмотрение следующих вопросов:1. Экспертиза и аттестация программных средств в системе Ростехнадзора. Состояние, проблемные и дискуссионные аспекты. 2. Методические основы оценки текущего уровня безопасности объектов использования атомной энергии.
По первому вопросу. В 2010-2013 годах продолжалась работа по экспертизе и аттестации программных средств (ПС), используемых при обосновании безопасности объектов использования атомной энергии. По заданию Ростехнадзора, эта работа организуется специалистами ФБУ «НТЦ ЯРБ» в строгом соответствии с «Инструкцией об организации проведения экспертизы программных средств, применяемых при обосновании и (или) обеспечении безопасности объектов использования атомной энергии» (РД-03-33-2008) и осуществляется действующим при Ростехнадзоре экспертным Советом по аттестации ПС и его секциями. По состоянию на май 2013 г., действующие аттестационные паспорта имеют 212 ПС, предназначенных для нейтронно-физических, теплогидравлических и прочностных расчетов, анализа радиационной безопасности, проведения ВАБ, а также для расчетного моделирования физико-химических процессов, влияющих на ядерную и радиационную безопасность ОИАЭ. В 2010-2013 году проведено 8 заседаний Совета, 10 заседаний секции № 1 «Нейтронно-физические расчеты», 6 заседаний секции № 2 «Расчеты теплопередачи и гидродинамики, связанные нейтронно-физические и теплогидравлические расчеты, моделирование нестационарных и аварийных процессов», 3 заседания секции № 3 «Радиационная защита и радиационная безопасность ОИАЭ», 3 заседания секции № 4 «Расчеты напряженно-деформированного состояния и анализ прочности элементов активных зон, оборудования и трубопроводов ОИАЭ», 3 заседания секции № 5 «Вероятностный анализ безопасности, анализ надежности систем контроля и управления технологическими процессами», 3 заседания секции № 6 «Расчеты строительных конструкций, оборудования и трубопроводов ОИАЭ на внешние воздействия», 5 заседаний секции № 7 «Расчетное моделирование физико-химических процессов, влияющих на ядерную и радиационную безопасность ОИАЭ». При этом завершена экспертиза 64 ПС с последующим оформлением соответствующих аттестационных паспортов. Срок действия 9 аттестационных паспортов продлен на 10 лет. По состоянию на 23 мая 2013 года в Совете на различных стадиях экспертизы более 50 ПС. По поручению Ростехнадзора в рамках ФЦП ОЯРБ и Государственного задания ФБУ «НТЦ ЯРБ» проводило научно-исследовательские работы, направленные на совершенствование регулирующей основы аттестации программных средств. В рамках НИР выпущены два руководства по безопасности, которые содержат рекомендации Службы по верификации и экспертизе ПС. ООПЭ проводит работы по поддержанию и развитию информационной базы аттестованных программных средств, которая размещена на корпоративном портале ФБУ «НТЦ ЯРБ», а также работы по ведению архива верификационных материалов и результатов экспертизы ПС. Проводится актуализация общедоступной информации об аттестованных ПС, представленной на официальном сайте ФБУ «НТЦ ЯРБ» (www.secnrs.ru). В течение 2012 года специалисты ФБУ «НТЦ ЯРБ» проводили консультации по вопросам, связанным с экспертизой и аттестацией ПС, а также по вопросам подготовки отчетов о верификации и проектов аттестационных паспортов ПС. Анализ результатов экспертиз ПС, проведенных за последние годы, показывает, что в отрасли отсутствует системный подход к разработке ПС и ведению баз данных, используемых при их верификации. Кроме того, имеет место низкое качество представляемых на экспертизу верификационных отчетов, что приводит к доработке заявителем указанных отчетов и, как следствие – к чрезмерной эксплуатации экспертов и затягиванию сроков аттестации ПС. Несмотря на то, что состав экспертного Совета по аттестации ПС был пересмотрен в 2012 году, состав его профильных секций до сих пор не актуализирован. Наряду с этим очевидна необходимость обновления не только регламента работы Совета и его секций, но и актуализация руководящих документов, регламентирующих процедуру экспертизы и аттестации ПС и устанавливающих требования к верификационным отчетам ПС. По-прежнему серьезной проблемой является поиск высококвалифицированных экспертов, обладающих опытом разработки ПС при относительно низком уровне оплаты их труда. В последнее время образовалась и нехватка руководящих кадров, в том числе представляющих ФБУ «НТЦ ЯРБ», в профильных секциях Совета. Так, в секции № 2 отсутствует заместитель председателя секции, а в секции № 7 – руководитель. Аттестация программных средств, применяемых для обоснования и (или) обеспечения безопасности, позволяет Ростехнадзору получать наиболее полную оценку проведенной верификации и валидации этих программных средств. Результаты аттестации используются при проведении экспертизы обоснования безопасности объектов использования атомной энергии в рамках процедур лицензирования, а также в регулирующей деятельности Ростехнадзора. Вырабатываемые рекомендации экспертов в рамках процедуры аттестации программных средств, позволяют повысить качество не только верификационных материалов, но и непосредственно самих программных средств, что в итоге приводит к повышению качества обоснования безопасности объектов использования атомной энергии.
По второму вопросу. Представленный проект руководства по безопасности «Оценка текущего уровня безопасности объектов использования атомной энергии» разработан в рамках реализации Мероприятия 343 «Разработка методологии оценки состояния радиационной безопасности на радиационно опасных объектах, относящихся к прежней и текущей деятельности при добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов» Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года». Цель разработки руководства по безопасности – систематизация и унификация подходов к оценке текущего уровня безопасности объектов использования атомной энергии (ОИАЭ) с учетом опыта ФБУ «НТЦ ЯРБ» и международного опыта. Российским законодательством за Ростехнадзором закреплены полномочия по осуществлению деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области использования атомной энергии. Эта деятельность осуществляется посредством проведения проверок (инспекций) ОИАЭ, систематического наблюдения за исполнением нормативно-правовых актов, анализа и прогнозирования состояния безопасности при эксплуатации ОИАЭ. Сведения, полученные Ростехнадзором в рамках этой деятельности, характеризуют текущий уровень безопасности объекта ОИАЭ. Разработанный проект руководства по безопасности содержит рекомендации по ежегодной оценке текущего уровня безопасности ОИАЭ на основании анализа сведений, содержащихся в годовых отчетах по безопасности ОИАЭ, отчетах о расследовании нарушений в работе ОИАЭ, актах проводимых Ростехнадзором и эксплуатирующей организацией проверок (инспекций) безопасности ОИАЭ. При разработке проекта руководства по безопасности были учтены: - результаты выполненных ФБУ «НТЦ ЯРБ» в 2008-2011 гг. работ по разработке системы индикаторов безопасности объектов ядерного топливного цикла, оценке ядерной и радиационной безопасности объектов ядерного топливного цикла (ЯТЦ) с использованием системы индикаторов безопасности; - результаты проведенных ФБУ «НТЦ ЯРБ» в 2008-2011 гг. НИР по анализу отчетов о нарушениях в работе ОИАЭ и годовых отчетов по безопасности ОИАЭ, по анализу отчетов о нарушениях в системах учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и радиоактивных веществ на ОИАЭ; - рекомендации МАГАТЭ «Рассмотрения и оценки, проводимые регулирующим органом для ядерных установок» (GS-G-1.2) «Учет эксплуатационного опыта о событиях на ядерных установках» (GS-G-2.11). Проект руководства по безопасности включает общие положения и методику оценки текущего уровня безопасности ОИАЭ, а также Приложения, в которых приведены типовые показатели безопасности и критерии их оценки для различных видов ОИАЭ. В методике приведены рекомендации по выполнению следующих этапов оценки текущего уровня безопасности ОИАЭ: анализ сведений по обеспечению безопасности ОИАЭ в отчетном периоде; оценка показателей безопасности; оценка тенденций изменения показателей безопасности за несколько последовательных отчетных периодов; обобщение результатов. Согласно методике анализа, сведения по безопасности ОИАЭ группируют по тематике (направлениям оценки): 1) общие вопросы обеспечения безопасности (наличие необходимых разрешений (лицензий) для осуществления видов деятельности и соблюдение условий их действия для осуществления видов деятельности, осуществление необходимых работ и проведение необходимых исследований для обеспечения безопасности ОИАЭ, укомплектованность персоналом, организационные и технические аспекты обеспечения безопасности ОИАЭ, в том числе, при наличии отступлений от требований действующих ФНП в области использования атомной энергии, наличие разработанных мероприятий по компенсации этих отступлений, наличие программы по их устранению и соблюдение основных принципов); 2) состояние и надежность физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ в окружающую среду; 3) состояние систем по защите физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и радиоактивных веществ в окружающую среду; 4) обеспечение нормальной эксплуатации и нарушения нормальной эксплуатации; 5) обеспечение аварийной готовности; 6) обеспечение ядерной безопасности; 7) радиационная безопасность персонала; 8) радиационная безопасность населения и окружающей среды; 9) обеспечение учета и контроля ЯМ, РВ и РАО; 10) обеспечение безопасности при обращении с ОЯТ; 11) обеспечение безопасности при обращении с РАО; 12) обеспечение технической безопасности; 13) обеспечение пожаровзрывобезопасности. В рамках каждого направления оценивают показатели безопасности. Критерии оценки рекомендованы для каждого показателя и приведены для всех типов ОИАЭ в Приложениях к руководству по безопасности. Проект руководства по безопасности содержит ёмкий и исчерпывающий набор показателей безопасности ОИАЭ, анализ которых позволяет оценить текущий уровень безопасности ОИАЭ. Критерии оценки установлены, исходя из требований действующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. Приведенная в руководстве по безопасности методика оценки отражает многолетний опыт проведения подобных оценок Ростехнадзором и ФБУ «НТЦ ЯРБ». По мнению рецензента (А.В. Обручников, 6 Управление), проект руководства по безопасности характеризуется достаточной актуальностью и практической значимостью. Обсуждение вопросов прошло в конструктивном ключе, принятые решения будут способствовать развитию системного подхода к оценке безопасности ОИАЭ и совершенствованию регулирующей деятельности Ростехнадзора. Scientific and Technical CouncilScientific and Technical Council of SEC NRS is considered to be the permanent advisory body, which includes its Chairman (SEC NRS Director), Deputy Chairmen (Deputy Directors) , Scientific Secretary, members of STC (regular members) and Council of Elders – the honorable members of STC from among scientific workers who have made significant contribution to the development of the main directions of SEC NRS activity. Basic tasks of Scientific and Technical Council:
In accordance with basic tasks of STC, it summarizes and analyses domestic and international experience in nuclear and radiation safety regulation, makes recommendations for its enhancement and advance; addresses issues and makes proposals in respect to the directions of SEC NRS activities including compilation, analysis and dissimilation of scientific experience and knowledge in the field of nuclear and radiation safety regulation. Consequently, Scientific and Technical Council is considered to be as the biggest internal platform for scientific discussions regarding agenda issues. |
STATE ASSIGNMENT REGULATORY DOCUMENTS INFORMATION PRODUCTS BOOKSRostechnadzor experts obtain the data released by SEC NRS through a special procedure . |