Решение Научно-технического совета ФБУ «НТЦ ЯРБ»
Решение Научно-технического совета ФБУ «НТЦ ЯРБ»
Повестка
- О результатах работ по экспертно-аналитической поддержке проведения первичной регистрации радиоактивных отходов и инвентаризации ядерно- и радиационно- опасных объектов.
По первому вопросу
Заслушав доклад начальника ОРБ Бочкарева В.В., мнение рецензента к.ф.-м.н. Дорогова В.И., заведующего отделом ИБРАЭ РАН, а также выступления в дискуссии,
НТС отмечает
В рамках реализации статьи 23 Федерального закона от 11.07.2011 №190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами…», на основании Постановления Правительства Российской Федерации №1069 от 19.10.2012 «О критериях отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам…» в целях создания единой государственной системы обращения с РАО и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2012 №767 «О проведении первичной регистрации радиоактивных отходов» в 2013 – 2014 гг. был организован процесс первичной регистрации РАО (порядок проведения первичной регистрации РАО утвержден Приказом ГК «Росатом» от 24.01.2013 №1/41-П).
Целью первичной регистрации РАО, в соответствии с п. 1 статьи 23 Федерального закона от 11.07.2011 №190-ФЗ, является выявление наличия и объёма РАО, установление условий их размещения.
Отнесение РАО к особым или удаляемым и установление категории пункта хранения являются определяющими при планировании мероприятий по дальнейшему обращению с РАО.
Отнесение РАО к особым позволит обеспечить возможность реализации не менее безопасного, но существенно менее затратного способа окончательной изоляции ранее накопленных РАО – консервации пункта хранения РАО, а затем и обоснованного с позиций долгосрочной безопасности перевода в пункт захоронения РАО. В сравнении с вариантом удаления РАО перспективы реализации работ по консервации и, в конечном итоге, захоронению на месте накопленных РАО представляются более краткосрочными, что позволяет существенно сократить риски потенциального облучения. Указанные обстоятельства определяют актуальность отнесения РАО к особым как способа существенного сокращения расходов на содержание накопленных РАО и снижения рисков при поддержании достаточного уровня безопасности.
Основные трудности при проведении первичной регистрации, выявленные в ходе работ по экспертно-аналитической поддержке, были связаны с отнесением РАО к особым и удаляемым и, соответственно, классификацией пунктов хранения (пункт временного хранения / пункт долговременного хранения / пункт размещения особых РАО / пункт консервации особых РАО).
Сложности при отнесении РАО к особым или удаляемым были вызваны следующими причинами:
- нехватка или отсутствие на момент проведения первичной регистрации информации об объеме и характеристиках РАО и детальной информации об условиях их размещения;
- отсутствие необходимых методических документов, требуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, для расчётов доз, рисков и затрат, связанных с захоронением РАО на месте или удалением их.
Очевидно, что первая проблема наиболее актуальна для бесхозяйных объектов, в то время как для большинства остальных объектов, в отношении которых уже осуществляется государственный учёт и контроль РВ и РАО, необходимые данные о физических характеристиках РАО в той или иной степени доступны.
Решение второй проблемы вытекает из общепринятого принципа о том, что всю полноту ответственности за безопасность объекта, на котором размещены РАО (а также за отнесение этих объектов к той или иной категории и определение их состава и границ), должна нести эксплуатирующая организация. Таким образом, эксплуатирующая организация была обязана внести на рассмотрение комиссии, осуществляющей обследование места размещения РАО, предложения по отнесению РАО к особым или удаляемым.
В случае, если по формальным признакам РАО не могли быть отнесены к особым, эксплуатирующей организации следовало указать данный факт в пояснительной записке, предоставляемой комиссии при проведении первичной регистрации. В противном случае эксплуатирующей организации необходимо обосновать отнесение РАО к особым или удаляемым. С этим была также связана проблема отсутствия необходимых методических документов, применяемых для расчётов доз, рисков и затрат.
Разработке такого методического документа, ориентированного именно на решение вопросов, связанных с определением параметров РАО и сравнением их с критериями, установленными Правительством РФ были посвящены основные работы в 2013 году. Результатом стал выпуск «Научно-технического пособия по подготовке обосновывающих материалов для принятия решения об отнесении РАО к особым РАО». В ходе анализа практического применения данного пособия на пилотных объектах, примененные в нем подходы совершенствовались и, в конечном итоге, были закреплены в «Научно-техническом пособии по подготовке обосновывающих материалов для принятия решения об отнесении РАО к особым РАО. Версия 2.0», которое было одобрено решением секции №1 НТС №10 ГК «Росатом» от 11.04.2014, разослано проектным офисом по обращению с РАО в организации отрасли для практического руководства, и в дальнейшем было использовано для подготовки обоснований отнесения РАО к особым РАО.
В данной работе принимали участие специалисты ИБРАЭ РАН, ГК «Росатом», Минприроды России, ФБУ «НТЦ ЯРБ», ФГБУ «НПО «Тайфун», ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, ФБУН научно-исследовательского института радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева, ФГУП «ПО «Маяк» и др.
В дальнейшем работы по экспертно-аналитической поддержке проведения первичной регистрации РАО были сосредоточены на рассмотрении обоснований отнесения РАО к особым РАО, выявлении ошибок, выдаче рекомендаций, помощи при проведении самих обоснований. Кроме того, были разработаны рекомендации по проведению первичной регистрации РАО на бесхозяйных объектах, которые были реализованы в отношении объектов использования ядерных зарядов в мирных целях.
Также были разработаны предложения по расширению состава информации, вносимой в автоматизированную информационную систему по регулированию безопасности в области использования атомной энергии Ростехнадзора с учетом рассмотренных обоснований отнесения РАО к особым РАО и в объеме, необходимом для выполнения Ростехнадзором, возложенных на него государственных функций.
На основе данных, полученных в ходе первичной регистрации РАО, была актуализирована информация, содержащаяся в базе данных «Объекты хранения/захоронения РАО» (БД ПХ РАО), разработанной и эксплуатируемой в ФБУ «НТЦ ЯРБ».
Результатом первичной регистрации является создание проектов реестра РАО и кадастра пунктов хранения РАО.
В настоящее время в перечень пунктов размещения особых РАО вошли 66 объектов и 1 признан пунктом консервации особых РАО (без учета объектов использования ядерных зарядов в мирных целях).
Организация | Количество ПХРО | Объем РАО, млн м3 |
ОДЦ УГР | 14 | 0,031 |
ГХК | 21+1 (консервации) | 0,253 |
НЗХК | 1 | 0,956 |
ЧМЗ | 2 | 4,180 |
СХК | 11 | 4,256 |
ППГХО | 2 | 53,160 |
МАЯК | 13 | 406,334 |
Итого: | 67 | 469,170 |
Зарегистрированные РАО распределились следующим образом:
Накоплено * всего, млн. куб. м. | Особые, % | Решение отложено (РАО размещены в ПДХ), % | Удаляемые, % | Подлежит извлечению и захоронению, тыс. куб. м. | |
ТРО | 72 | 82,73% | 16,53% | 0,73% | 533 |
ЖРО** | 410 | 99,93% | 0,03% | 0,03% | 171 |
* Без учета РАО, размещенных в объектах, образовавшихся в результате использования ядерных зарядов в мирных целях;
**Без учета закачанных ЖРО (ГХК, СХК, НИИАР): 60,2 млн. куб. м.
Кроме того, была проведена первичная регистрация РАО на 81 объекте применения ядерных зарядов в мирных целях.
Разработанный проект кадастра пунктов хранения РАО согласован Ростехнадзором и в настоящий момент находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.
Параллельно с описанными выше работами ФБУ «НТЦ ЯРБ» с 2014 года осуществляет экспертно-аналитическую поддержку процесса инвентаризации ЯРОО, участвует в работах по его оптимизации и совершенствованию методологии и нормативной базы в части инвентаризации и ранжирования ЯРОО, проводимых в рамках реализации «Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года». Целью инвентаризации ЯРОО является создание объективной основы для планирования работ по ВЭ ЯРОО или повышения их безопасности.
Основные задачи, которые решались в ходе инвентаризации ЯРОО:
- сформировать сводный перечень ЯРОО;
- разработать методику ранжирования (категорирования) ЯРОО по потенциальной опасности;
- создать информационную систему для поддержки работ, включающую базу данных и инструментальные средства обработки.
В рамках указанной работы:
- были проанализированы существующие различные подходы к ранжи-рованию ЯРОО по степени их опасности;
- разработаны подходы к расчету комплексного показателя потенциальной опасности ЯРОО для населения и окружающей среды (КП) в заданный момент времени на основе количественных и качественных характеристик объекта, который может быть использован для решения следующих задач:
- категорирования ЯРОО по степени опасности при проведении инвентаризации ЯРОО,
- решения задач планирования мероприятий по обеспечению безопасности путем определения приоритетных объектов для своевременной реализации мероприятий по их выводу из эксплуатации или иным относящимся к завершающим стадиям жизненного цикла объекта корректирующим мерам по повышению безопасности,
- количественной оценки итогов работ по повышению уровня ядерной и радиационной безопасности объектов в ходе реализации мероприятий Федеральной целевой программы Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года (ФЦП ЯРБ 2008-2015),
- мониторинга изменения состояния объекта с учетом всего комплекса проводимых работ по объекту (КИРО, разработка документации, подготовительные работы, удаление ОЯТ и РАО и др. реабилитация, демонтажные работы, реконструкция барьеров безопасности и т. д.) на основе численных оценок безопасности для представления результатов заинтересованным ведомствам и организациям;
- проведен дополнительный анализ структуры БД ПХ РАО на предмет возможности ее применения для проведения ранжирования пунктов хранения РАО с учетом разработанных подходов к расчету комплексного показателя опасности ЯРОО;
- разработан функциональный модуль в составе БД ПХ РАО для расчетов комплексного показателя опасности с учетом того, что рассматриваемый ЯРОО может быть составным;
- для 269 пунктов хранения РАО ФГУП «РосРАО» (включая ДВЦ «ДальРАО» и СВЦ «СевРАО») проведен расчет комплексного показателя опасности и ранжирование их в соответствии с полученными значениями КП.
Выработанный перечень характерных для рассмотренных объектов свойств лег в основу разработки системы категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО, предназначенной для дифференциации нормативных требований по обеспечению их безопасности, работа над которой выполняется в настоящее время в рамках государственного контракта «Разработка методологии категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО и предложений по нормативно-правовому регулированию безопасности пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО различных категорий» в обеспечение мероприятия «Создание новых технологий переработки радиоактивных отходов».
В настоящее время в целях методического обеспечения категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО разрабатываются подходы к оценке текущего уровня их безопасности в виде относительного численного выражения с помощью расчета комплексного показателя потенциальной опасности. При этом был проведен расчет комплексного показателя опасности и ранжирование в соответствии с полученными значениями КП всех пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО, включенных в проект соответствующего кадастра. Полученные результаты были положены в основу методологии категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО, разработанной в соответствии с техническим заданием в рамках 1-го этапа работ по государственному контракту.
В перспективе по данному направлению планируется участие ФБУ «НТЦ ЯРБ» в следующих работах:
- актуализация информационных ресурсов, созданных и модернизированных в ходе реализации мероприятий ФЦП ЯРБ 2008-2015;
- разработка методик оценки потенциальной опасности, позволяющих проводить мониторинг изменения уровня опасности как для отдельного объекта, так и для их совокупности, с учетом радиационных и экологических аспектов;
- проведение оценок состояния потенциальной опасности объектов, включенных в мероприятия Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2016-2020 годы и на период до 2030 года» (ФЦП ЯРБ 2016-2020) на 2016 год и перспективных оценок изменения этого состояния в ходе реализации мероприятий данной ФЦП до 2020 года с выработкой предложений по плановым значениям КП;
- анализ текущего состояния и опыта проведения работ по повышению безопасности для группы объектов и подготовка рекомендаций по повышению эффективности решений, направленных на повышение безопасности;
- разработка предложений по изменению статуса пунктов хранения РАО (пункты размещения особых РАО и пункты долговременного хранения) с учетом влияния запланированных практических работ на комплексный показатель опасности.
НТС решает
- Принять к сведению информацию по докладу.
- Одобрить работы по аналитической поддержке проведения первичной регистрации радиоактивных отходов и инвентаризации ядерно- и радиационно- опасных объектов и разработке методологии категорирования пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО и предложений по нормативно-правовому регулированию безопасности пунктов размещения и пунктов консервации особых РАО различных категорий.
- Считать перспективным продолжение работ по развитию и совершенствованию методологии оценки состояния потенциальной опасности, позволяющей проводить мониторинг изменения уровня опасности как для отдельного объекта, так и для их совокупности с учетом радиационных и экологических аспектов в рамках реализации мероприятий ФЦП ЯРБ 2016-2020.
- Рекомендовать ОРБ совместно с ОБПТЦ организовать поддержку в актуальном состоянии БД ПХ РАО с учетом накопленного опыта работ по инвентаризации ядерно- и радиационно- опасных объектов.
Заместитель председателя: Р.Б. Шарафутдинов;
Ученый секретарь: А.А. Афанасьев.